Главная » Статьи » Зарубежные группы » David Bowie |
-Господи, сколько же лет прошло? -Четыре года, дружище, - я налаживаю магнитофон, Дэвид помогает мне: времени на интервью отведено немного, для разведывательной болтовни двух старых знакомых и минуты не остается. -С чего же нам начать после этих четырех лет? — спрашивает он, но я знаю, с чего начну. -Название на твоем последнем диске «Герои» стоит в кавычках. Эти кавычки — часть названия? -В общем-то, да. Только это название ни о чем не говорит, я просто выбрал для него одну из песен, а в целом альбом - сборный, у него нет единой концепции. -А мне казалось, что весь альбом - об ироническом отношении к «героям» и ко всей идее героизма. -Я об этом говорю только в одной из песен, в самих «Героях». Это песня о двух влюбленных, которые кажутся себе невероятно смелыми, потому что злословят насчет властей. Эта смелость приятно возбуждает их, они кажутся себе прекрасными фрондерами, да только тот камень, что у них за пазухой, - не камень даже, а так, горошина. -Значит, это все-таки ирония? -Получается, так. Впрочем — и это не причина, почему я назвал диск «Герои». Я бы мог назвать его «Сыновья молчаливого времени». -Скажи, а ты не думал, что порой и сам бывал таким же «героем»? -Господи, да конечно же. Знаешь, мне для того чтобы писать, нужно чувствовать опасность - духовную или просто физическую. Только тогда у меня что-то получается когда я балансирую на краю. Так что в этом альбоме я, в общем-то, над собой потешаюсь. У меня история была в Китае... -Воспоминания о маоизме? -Да, я когда - то им увлекался. Так вот, я был в Гонконге и решил попробовать перейти границу — что получится? Там у них странная граница - в принципе есть шанс пройти, и тебя не подстрелят сразу же. Вот я и решил - пойду посмотрю на приграничную китайскую деревню. Все сошло удачно. -А ты один ходил? -Я теперь только в одиночку путешествую. Я вспомнил времена, когда он и шагу не делал без охранника, секретаря, менеджера, компаньона, парикмахера, пресс-агента... -Все мои нынешние путешествия они для того, чтобы было, о чем писать. Я теперь могу писать только о том, что видел собственными глазами: слишком мой мозг забит чужой музыкой. Куда бы я ни приехал, местная фирма грамзаписи обязательно присылает мне аппаратуру и свои пластинки, да я ничего не слушаю. И если и пользуюсь магнитофоном, то только как памятной книжкой. Я записываю: событие, человек, ситуация - и потом начинаю додумывать, докручивать песню. Но основа - событие, человек, ситуация — всегда реальна. -А ты продумываешь заранее строй всего альбома? -В общем-то, нет, все рождается в процессе работы. «Героев» мы писали с Эно и Фриппом дурачились иногда просто, ну, и что-то там получилось... Каждый из моих альбомов рождается спонтанно, под влиянием обстоятельств — это всегда видно, можно даже определить, в каком городе я что писал. Не говоря уже о душевном состоянии. Сейчас я куда более уравновешен, чем, скажем, года два назад. -Да, когда ты выпустил «Молодых американцев», ты был похож на отставного чемпиона. Он ухмыльнулся: -Знаешь, что такое лосанджелизм? Опасная штука, он заразил и меня... Я сказал, что, по-моему, жить в Лос-Анджелесе - это как сниматься в фильме, который сам первый смотреть не пойдешь. Но я никогда не жил там, я там только бывал. Я вообще нигде не живу. Мне никогда не хотелось купить землю, дом на ней и говорить себе - это мое, это мой дом. Если я заведу себе дом - я погиб, я не смогу написать ни строчки. Я человек без корней, и стоит их мне пустить где-то - снять квартиру на долгий срок, к примеру, - как я чувствую себя в мышеловке, и я убегаю. Я не хочу собственности. Я живу одним днем, и для меня это единственный вариант. Скажи, тебе «Низкое» и «Герои» в принципе понравились? -Да. -Так вот, когда я писал их, я выбирался из очередной мышеловки, которую сам себе и расставил. Я говорил себе: «Какого черта, что ты здесь делаешь? Ты что, родился для того, чтобы быть клоуном в Лос-Анджелесе? Беги! Все, что тебе надо, — это посмотреть на себя попристальней. Представь людей, которых ты не знаешь, места, в которых ты не бывал, и спроси себя: кому нужна вся та чушь, которую ты написал? Ты-то сам свои пластинки купишь?» И я удрал, я снял комнату в Западном Берлине - паршивую комнату, над автомастерской, в районе, где живут турки-гастарбайтеры... -Слушай, ты читал Томаса Пинчона? 1 Помнишь, как он описывает своего героя Герберта Стенсила: «Герберт Стенсил, как годовалые дети и самодержцы, всегда говорил о себе в третьем лице. Это помогало «Стенсилу» казаться единственной личностью среди толпы человеческих тождеств. Он называл это «насильственным обретением личности» - это, несомненно, не то же самое, что «смотреть на мир другими глазами»; к примеру, он носил одежду, которая Стенсилу без кавычек совершенно не нравилась бы; он ел пищу, от которой урожденного Стенсила стошнило бы; он жил в неизвестных ранее городах, ходил в бары и кафе нестенсиловского типа - и зачем? Все для того, чтобы держать «Стенсила» на отведенном ему месте - в третьем лице». -Какие мы начитанные! — усмехнулся он, но мне показалось - одобрительно. Я хорошо понимаю этого человека, я понимаю, почему он это все делает. Но мне уже малоинтересны развлечения такого рода. Я перерос их. Мне поэтому и нынешний панк- рок не нравится. Все эти детишки с таким ликованием влезли в панк-котел вместо того, чтобы, наоборот, избегать каких-либо границ. Никто из них не пробует бороться: они не говорят: «Мы - это мы». Они говорят: «Мы - это панк», и таким образом связывают себя и свои возможности. А это стыдно. По сути, люди гораздо более заинтересованы в самих новшествах, чем в том, почему эти новшества рождаются...- -Ты имеешь в виду технико-помешанных? -Не только. Когда мы были молоды — помнишь, как мы радовались всему новому и в технике, и в музыке, и в жизни? Все хотелось попробовать, казалось, что каждое новое - вот она, истина, конечный пункт. Но эти пункты менялись, и только, отстав в гонке за новым, начинаешь понимать, что вся эта погоня - чепуха. Когда ты отстаешь, останавливаешься - начинаешь понимать, что обогнал: потому что если ты делаешь что-то настоящее - время и успех обязательно совершат круг и вернутся к тебе. И время нашего разговора завершило свой круг, а я еще так много хочу у него спросить. Я бы спросил его: о работе над фильмом «Человек, который упал на Землю», о том, как дружба превращается в кровную вражду и снова в дружбу, и о том какая связь между Дэвидом Боуи, которого я вижу перед собой, и тем человеком, который не появлялся в свете без придворных шутов, лакеев, слуг... Обо всем этом я когда-нибудь с ним поговорю. Я скажу ему, что иногда я люблю его работы, иногда терпеть не могу, иногда понимаю, иногда нет, но я всегда с нетерпением жду его новых пластинок. Дэвид Боуи, последняя суперзвезда моей молодости, я не хочу, чтобы ты подводил меня так, как подвели остальные. | |
Просмотров: 2194
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |